Соглашение об Инвестфонде может иметь геополитическое и стратегическое измерение в сфере безопасности - нардеп

Соглашение об Инвестиционном фонде восстановления между Украиной и США может иметь важное геополитическое и стратегическое измерение в сфере безопасности, считает член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирина Фриз (фракция "Европейская солидарность").
"Обнародованный рамочный документ по Инвестиционному фонду восстановления между Украиной и США не содержит прямых гарантий безопасности для Украины. Его основная цель - обеспечение инвестиций в восстановление страны, в частности через монетизацию природных ресурсов. Однако, даже при отсутствии формальных военных обязательств, такое соглашение может иметь важное геополитическое и стратегическое измерение в сфере безопасности", - сказала Фриз агентству "Интерфакс-Украина".
Народный депутат назвала три основных фактора, которые могли бы перерасти в дальнейшем, в договор безопасности: закрепление экономического присутствия США в Украине как маркер их долговременной политической заинтересованности, потенциал для расширения безопасности партнерства в будущем, внешнеполитические сигналы для России и союзников Украины.
По словам Фриз, история международных отношений показывает, что инвестиционная активность США часто является предвестником усиления сотрудничества в сфере безопасности.
"Закрепление американского капитала в Украине через этот фонд может стать определенным маркером для дальнейшей политической и военной поддержки. Когда США имеют экономические интересы в стране, они склонны активнее привлекаться к ее защите на международном уровне", - отметила парламентарий.
В подтверждении своих слов Фриз привела пример таких стран, как Южная Корея и Япония, где экономическое присутствие США постепенно трансформировалось в более тесное военно-политическое сотрудничество.
"Если американские компании получат долю в стратегических ресурсах Украины, Вашингтон будет заинтересован в стабильности и безопасности страны, чтобы защитить собственные инвестиции", - подчеркнула политик.
Говоря о потенциале для расширения безопасностного партнерства в будущем Фриз отметила: "Хотя рамочный документ прямо не содержит военных гарантий, он может стать основой для дальнейших договоренностей в сфере обороны. Украина может использовать соглашение как основу для расширения сотрудничества с США, например, через двусторонние оборонные соглашения или более глубокую интеграцию в американские инициативы по безопасности".
По мнению Фриз, существует вероятность, что в случае физического присутствия американских инвесторов и предприятий, США будут рассматривать вопрос размещения дополнительных элементов инфраструктуры безопасности в Украине.
"США уже демонстрировали готовность к долговременной безопасности поддержки Украины через программы военной помощи и подготовку ВСУ. Инвестиционный фонд может стать еще одним фактором, который закрепит этот вектор сотрудничества", - сказала Фриз.
Нардеп подчеркнула, что заключение соглашения также имеет геополитический эффект.
"Для России это сигнал, что США не рассматривают сценарий "замороженного конфликта" и заинтересованы в восстановлении Украины как стабильного государства. Для союзников Украины, в частности стран НАТО, соглашение может стать дополнительным индикатором стратегического долгосрочного привлечения США, что повысит общую поддержку Украины среди западных партнеров", - отмечает Фриз.
Она обратила внимание, что несмотря на отсутствие формальных гарантий безопасности в нынешнем тексте соглашения, закрепление экономического присутствия США в Украине создает важный стратегический маркер.
Фриз отметила, что США редко инвестируют в нестабильные государства без намерения влиять на их безопасность и это соглашение может стать инструментом для дальнейшего усиления безопасности партнерства, включая оборонные договоренности.
"Важно, чтобы Украина использовала эту возможность для дальнейших переговоров по формализации гарантий безопасности или по крайней мере расширения военной поддержки.
Таким образом, хотя на этом этапе документ не является эквивалентом двустороннего договора по безопасности, его стратегическое значение может выйти далеко за пределы экономического аспекта и стать основой для более глубокой безопасности интеграции Украины с США в будущем", - подытожила Фриз.