Доля замороженных активов РФ за пределами ЕС достигла 40%, что дает новые возможности их конфискации – мнение

Значительная часть российских государственных активов, которая хранилась в долговых ценных бумагах через бельгийский Euroclear, после погашения этих бумаг теперь на счетах банков-корреспондентов в виде наличности и подпадает под юрисдикцию значительно большего числа стран, что дает новые возможности их конфискации, считает старший юрист некоммерческой организации "Разом для Украины" Юлия Зискина.
"Я собираюсь развеять очень распространенный миф: раз уж Европа устояла (от конфискации этих активов – ИФ), значит, другим странам нет смысла действовать. Ложь. На самом деле около 90% российских резервов сейчас хранятся в наличных деньгах в банках по всему миру", – сказала она в ходе дискуссии в "Украинском доме" в Давосе на полях Всемирного экономического форума, посвященной возможностям конфискации активов РФ в пользу Украины.
"Поскольку эти денежные активы теперь находятся под юрисдикцией этих стран, национальные правительства могут использовать существующие законы, существующие полномочия по регулированию банковской деятельности, полномочия в области иностранных дел, чрезвычайные полномочия исполнительной власти, чтобы регулировать и затем перевести эти средства в международный трастовый фонд для хранения и управления этими российскими денежными средствами от имени Украины и для использования в интересах украинских жертв", – считает Зискина.
Согласно представленным ею данным, если в 2022 году в Европе было около $235 млрд замороженных средств, а за ее пределами $34-61 млрд, то теперь соответственно $165 млрд под юрисдикцией Бельгии, Швейцарии и Франции и $105-126 млрд под юрисдикцией США, Великобритании, Канады, Японии, Сингапура и Австралии. "Это примерно 40%, если не больше, от общего объема замороженных российских резервов", – констатировала эксперт.
"Таким образом, сейчас мы имеем гигантское замороженное скопление наличности в местных банках-корреспондентах без каких-либо указаний о том, как ими управлять и что с ними делать", – отметила Зискина.
Она уточнила, что согласно квартальным данным Euroclear в общей сложности в депозитарии хранится $176 млрд российских государственных активов в наличных, из них 65% деноминированы в евро, но 35% - в неевропейских валютах, в частности, 17% в фунтах стерлингов, 8% в канадских долларах, 7% – в американских, 2% – в австралийских.
Юрист "Разом для Украины" подчеркнула, что есть только два законных места, куда могут пойти эти деньги: в саму Россию или в Украину.
"Или они останутся замороженными до тех пор, пока, как сказал Запад, Россия не заплатит, чего никто не думает делать добровольно, учитывая, что она никогда, за всю свою историю незаконных завоеваний и империализма, не платила репараций и не собирается начинать сейчас. Так что вопрос не в том, заплатит ли Россия, а в том, когда мы заставим ее заплатить. У нас уже есть прецедент, правовая основа, и правительственным чиновникам нужно принять решение, чтобы наконец-то использовать ее, и сейчас они находятся в наилучшем положении, чтобы сделать это", – подытожила Зискина.
Работу Украинского дома в Давосе на полях Всемирного экономического форума организовали Фонд Виктора Пинчука, Horizon Capital и UMAEF.