Перед повышением окладов для педработников надо убедиться, хватит ли громадам на это доппоступлений от НДФЛ - Лещик
Образовательный омбудсмен Надежда Лещик считает, что перед тем, как принимать решение о повышении должностных окладов для всех педагогических и научно-педагогических работников учреждений государственной и коммунальной формы собственности с 1 января 2026 года, необходимо убедиться, что всем громадам и областям хватит на это дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
"В сети распространилась информация о проекте постановления КМУ, которым предусмотрено повышение должностных окладов для всех педагогических и научно-педагогических работников учреждений государственной и коммунальной формы собственности на 37% с 1 января 2026 года. Радуюсь этой инициативе. Для меня важно, чтобы инициатива по повышению заработных плат дала действительно хороший результат, а не привела к уменьшению доплат/надбавок, сокращению учебных заведений и педагогов, дополнительной нагрузке на местные бюджеты", - написала Лещик в сети Facebook.
Она напомнила, что заработная плата педагогических работников учреждений общего среднего образования финансируется из государственного бюджета, заработная плата работников дошкольного и внешкольного образования финансируется - за счет громад, а специальные школы и учреждения профессионального образования в большинстве случаев финансируются за счет средств областных бюджетов.
Образовательный омбудсмен добавила, что, учитывая обращения, которые она обрабатывает, у нее возникает вопрос, будут ли иметь громады и области средства на увеличение должностного оклада педагогов для всех уровней образования.
Уполномоченный также рассказала, что получает обращения от родителей, педагогов, громады о недостатке средств для: медицинского осмотра работников учебных заведений; выплаты надбавки за престижность (устанавливают минимальную в размере 5%); повышения заработных плат работников дошкольного и внешкольного образования; субвенции для поддержки детей с особыми образовательными потребностями (ООП), которая выделяется на оплату коррекционно-развивающих занятий; льготного питания соискателей образования; других потребностей.
По ее словам, Министерство образования и науки отмечает, что увеличенная заработная плата работников дошкольного и внешкольного образования будет частично возвращаться в местный бюджет в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ), и по расчетам Минобразования эти дополнительные ресурсы должны покрыть повышение должностных окладов всех сфер образования.
В связи с этим Лещик высказала предостережение, в частности, что часть громад уже приняла бюджет на 2026 год, и появление такой инициативы в конце года заставляет пересматривать бюджеты и менять их на значительную сумму.
"Часть специальных школ находится на балансе и, соответственно, финансируется за счет средств областного бюджета. Только часть учреждений профессионального образования передали громадам (вопрос, почему не передают - это отдельная тяжелая история), в большинстве случаев учреждения профессионального образования находятся на балансе и соответственно финансируются за счет областных администраций. Области получают 15% НДФЛ и для них увеличение в 2026 году не предвидится. Если увеличится заработная плата педагогов, то, соответственно, должны увеличиться и поступления от НДФЛ и для областей, но опять стоит вопрос, хватит ли этих средств", - добавила она.
Кроме того, по ее мнению, есть риск того, что громады, чтобы выполнить постановление правительства, будут инициировать уменьшение доплат/надбавок, оптимизацию сети и сокращение педагогов.
"Предлагаю осуществить расчет по всем громадам и областям, чтобы показать, что дополнительных поступлений НДФЛ хватит для покрытия расходов на повышение заработных плат всех сфер образования. Понимаю, что это кропотливая и длительная работа, но при наличии расчетов педагоги будут иметь рычаги, если громада будет отмечать, что средств нет. Вместе с тем расчет покажет, каким громадам не будет хватать этих средств, и тогда необходимо инициировать выделение дотаций этим громадам. В этой долгожданной инициативе важна практическая реализация нормативно-правовых актов для того, чтобы права педагогов были соблюдены, - говорится в сообщении.
Как сообщалось, 21 ноября Комитет Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций представил концепцию повышения заработной платы учителей. Предполагалось, что с января 2026 года учитель со стажем до 10 лет будет получать на руки 9740 грн, учитель со стажем 11-20 лет - 20501 грн и учитель со стажем более 21 года - 21 545 грн. С сентября 2026 года предлагается выйти на показатель в три минимальные заработные платы для наименьшего оклада, в таком случае учитель со стажем до 10 лет будет получать на руки 19 975 грн, учитель со стажем 11-20 лет - 25 547 грн и учитель со стажем более 21 года - 28 564 грн. Зарплата заместителя директора в таком случае будет 38 911 грн, а директора - 41 505 грн. Также новая модель оплаты труда предусматривает надбавки за стаж: до двух лет - 0%, 3-5 лет - 10%, 6-10 лет - 15%, 11-20 лет - 20%, более 20 лет - 30%. Кроме того, предусмотрено повышение оклада на 25% для горных и прифронтовых территорий, 20% - надбавка за сертификацию, 20% - мотивационная надбавка, доплата за тип заведения (10% - старшая профильная школа, 30% - специальное заведение/класс), а также возможно местная надбавка, которая определяется учредителем.
Чтобы такая модель заработала, по мнению комитета, необходимо было бы: увеличить недельную нагрузку учителей с 18 до 22 часов; осуществить перевод с бессрочных контрактов на срочные; изменить структуру зарплаты, где оклад составляет основную часть зарплаты; заложить необходимые средства на реформу в госбюджет.
Профсоюз работников образования и науки Украины поддерживает увеличение оклада до трех минимальных зарплат, но считает, что увеличение педагогической нагрузки с 18 до 22 часов, которое рассматривают во власти, грозит увольнением более 70 тыс. учителей. Также в профсоюзе не понимают и не поддерживают необходимость перевода педагогов с бессрочных на срочные трудовые договоры. Кроме того, профсоюз выступает против введения фонда мотивационных надбавок, что составляет лишь 5% от фонда зарплат и отмены доплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами.
По результатам рассмотрения в Верховной Раде государственный бюджет на 2026 год не предусматривает увеличение недельной нагрузки и перевод учителей с бессрочных на срочные контракты. В то же время правительству поручено разработать новую систему оплаты труда, которая будет предусматривать значительный базовый должностной оклад и которая должна заработать с сентября 2026 года.