Экономика

Обновленная стратегия управления госдолгом Украины сохраняет фокус на привлечении розничных инвесторов

Развитие внутреннего долгового рынка является ключевым для уменьшения финансовой уязвимости Украины, усилия по привлечению розничных инвесторов на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) будут продолжаться и в дальнейшем, говорится в Среднесрочной стратегии управления государственным долгом на 2026-2028 годы.

"По состоянию на 30 июня 2025 года 5,1% ОВГЗ, находящихся в обращении, принадлежали розничным инвесторам, что значительно больше по сравнению с 3,5% годом ранее и лишь 2,3% на конец 2021 года. Сочетание роста и все еще небольшой доли подчеркивает значительный потенциал этого сегмента инвесторов для дальнейшего расширения", - говорится в документе, опубликованном н сайте Министерства финансов, который Кабинет министров утвердил постановлением №1716 от 24 декабря.

В нем отмечается, что, несмотря на продолжающуюся агрессию РФ, Украина сохранила функционирование рынка и смогла не только рефинансировать погашение внутреннего долга, но и обеспечить чистое финансирование за период 2022 - второй квартал 2025 года в размере 659 млрд грн при объеме валовых привлечений на финансирование 2,07 трлн грн.

Относительно физлиц, которым на 26 декабря принадлежали ОВГЗ на 110,3 млрд грн при общем объеме их выпуска 1 трлн 933,0 млрд грн, отмечается также, что они не только обеспечивают приток новой ликвидности, но и обычно реинвестируют средства после погашения облигаций, что поддерживает стабильность рынка.

"В отличие от них, корпоративные инвесторы существенно увеличили свои вложения в облигации во время войны, преимущественно из-за избыточной ликвидности, накопленной в условиях валютных ограничений. После их снятия корпоративные инвесторы могут переориентировать портфели на другие активы, что создает риски рефинансирования для этой части инвесторской базы", - говорится в стратегии.

По данным НБУ, на 26 декабря в собственности юрлиц были ОВГЗ на 201,7 млрд грн.

Что касается нерезидентов, то сейчас объем ОВГЗ в их собственности упал до 15,7 млрд грн, но в Минфине, который был разработчиком стратегии, считают, что отмена валютных ограничений по имеющимся ОВГЗ будет предпосылкой для привлечения новых поступлений от иностранных инвесторов и для расширения базы инвесторов в среднесрочной перспективе

"Привлечение иностранных инвесторов пока затруднено из-за валютных ограничений, но будет оставаться приоритетом после их либерализации", - отмечается в документе.

В нем также отмечается, что изменение валютной структуры государственного долга в сторону евро, которое сейчас является доминирующей валютой для кратко- и среднесрочного финансирования, делает особенно важным вопрос хеджирования части валютной позиции в евро.

"Для эффективного управления этим риском необходимо и в дальнейшем развивать внутренний рынок операций с евро, чтобы обеспечить доступность инструментов хеджирования по умеренной стоимости", - говорится в стратегии.

По данным Минфина, на конец ноября доля долга в евро достигла 44,7% по сравнению с 14% в 2021 году, тогда как доля доллара США упала с 35% до 21,6%, гривны - с 40% до 21,5%.

В целом стратегия определяет три ключевые цели управления государственным долгом: привлечение долгосрочного льготного финансирования и максимизация доли грантов в официальной поддержке; поддержание эффективной коммуникации с инвесторами и содействие развитию внутреннего рынка капитала; ограничение риска рефинансирования, в частности путем увеличения срочности внутренних заимствований.

Согласно документу, текущая структура долга Украины отражает военные условия и значительную международную поддержку в виде льготных заимствований. По состоянию на конец июня 2025 года внешний долг составлял 75%, тогда как внутренний - 25%.

Доля льготных кредитов в структуре госдолга выросла до 64% (4,74 трлн грн) с 26% до начала войны, тогда как рыночных уменьшилась с 55% до 28% (2,1 трлн грн). Из этих 28% на ОВГЗ приходилось 12%, еврооблигации - 10%, ОВГЗ в собственности НБУ с привязкой к инфляции и учетной ставке - 6%.

В стратегии также отмечается, что средний срок до погашения долга увеличился примерно до 12 лет по сравнению с примерно 6 годами до начала полномасштабной войны, что обеспечено долгосрочными льготными займами и реструктуризацией еврооблигаций в 2024 году. Процентный риск остается низким благодаря высокой доле долга с фиксированной ставкой, что обеспечивает стабильность и предсказуемость обслуживания долга во время войны.

По состоянию на июнь 2025 года средневзвешенный срок до погашения государственного внутреннего долга Украины составляет 6,1 год (без учета ОВГЗ в портфеле НБУ - 2,2 года), тогда как государственный внешний долг погашается в среднем через 14,3 года.

По состоянию на конец июня 2025 года средневзвешенная стоимость государственного долга составляла 4,9%, в частности: 2,0% - по внешнему долгу и 13,5% - внутреннему долгу, что отражает высокую инфляцию и жесткие монетарные условия. Это значительное улучшение по сравнению с концом 2021 года, когда этот показатель составлял 7,2%.

"Стратегия имеет целью дальнейшее снижение средней стоимости путем приоритезации грантов, льготных кредитов и развития внутреннего рынка", - отмечается в документе.

Согласно ей, существует необходимость снижения валютного риска из-за высокой доли долга в иностранной валюте (77%), но пока этого невозможно достичь из-за продолжающейся войны и повышенных потребностей в финансировании, но в долгосрочной перспективе увеличение доли долга в национальной валюте является стратегическим приоритетом.

Как говорится в стратегии, планируемые платежи по погашению и обслуживанию государственного долга вырастут с 1,05 трлн грн в 2025 году до 1,17 трлн грн в 2026 году, 1,26 трлн грн в 2027 году и 1,29 трлн грн в 2028 годах.

Но относительно ВВП планируется уменьшить эти выплаты с 11,7% в этом году до 11,3% в следующем, 10,5% - в 2027 году и 9,5% - в 2028 году.

В стратегии также сообщается, что по состоянию на 28 ноября 2025 года Украина привлекла с начала полномасштабной агрессии РФ $161 млрд в виде грантов и льготных кредитов/гарантий, в том числе $31,1 млрд в 2022 году, $42,5 млрд в 2023 году и $41,7 млрд в 2024 году. Из этой суммы $35,6 млрд (22%) было получено в рамках инициативы G7 ERA за счет доходов от замороженных российских активов.

Без учета ERA по объемам финансирования Украины лидерами являются ЕС - $54,2 млрд, США - $30,2 млрд, МВФ - $13,4 млрд, Япония - $8,7 млрд, Канада - $5,4 млрд, Всемирный банк - $5,7 млрд, Великобритания - $3,0 млрд, Германия - $1,7 млрд, ЕИБ - $0,7 млрд, Норвегия - $0,5 млрд, Франция - $0,4 млрд, Италия и Нидерланды - по $0,3 млрд.

Реклама
Реклама

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

ПОСЛЕДНЕЕ